Зафар Гулиев: Клерикализация политики в Азербайджане

Страсти около хиджабаМанифестация протеста тысяч верующих 10 декабря навстречу запрета на ношение школьницами хиджаба и жесткое подавление акции силами правопорядка заметно всколыхнули застойн

Страсти около хиджаба

Манифестация протеста тысяч верующих 10 декабря противу запрета на ношение школьницами хиджаба и жесткое подавление акции силами правопорядка заметно всколыхнули застойную молчание общественной жизни в Азербайджане. В последние не мало годов в стране действует негласный запрещение на несанкционированные митинги и манифестации. Любые попытки проведения акций протеста в зародыше пресекались силами правопорядка и общественность страны действительно уже отвыкла от шумных митинговых страстей в черте города. В этом контексте протестная акция верующих до зданием Министерства образования стала, по сути, самой многочисленной и серьезной зa последние годы. Тысячная ряд манифестантов, перекрыв ход транспорта, совершила путешествие до здания Минобразования. и по пути скандировала «Свободу хиджабу!», «Хиджаб — наша честь». Акция как застала неожиданно властные структуры, которые, опомнившись, бросили кроме на её разгон внушительные отряды полиции особого назначения. В результате жестких мер полиции акция была разогнана, а десятки манифестантов задержаны и в отношении некоторых из них возбуждены судебные дела.

Поводом для акции протеста верующих стал на посещение школ ученицами с покрытой головой. В ход последних недель около этого вопроса разгораются нешуточные страсти. Публичное объявление министра образования Мисира Марданова в поддержку запрета на ношение школьницами хиджаба оказало детонирующее противодействие на чувства верующих и побудило их к акции протеста. как один человек с тем, оперативность проведения акции и ее очень организованный фасон позволяют предположить, что ситуацией перманентного роста социального недовольства в стране (и не только между верующих) готовы и могут умело воспользоваться радикальные силы религиозного толка. По мнению многих экспертов, наблюдаемое в последнее время упадок кредита доверия к действующей начальство и к демократической оппозиции открывает возможности для канализации протестной энергии в религиозное русло.

После внушительной акции протеста исламистов в центре Баку, задача хиджаба приобрела кроме более интригующее продолжение и резкий резонанс в обществе. Представители исламских кругов страны, как следовало ожидать, активно выступили в защиту прав верующих. Так, по информации пресс-службы Управления мусульман Кавказа, шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде сказал, что «вопрос о ношении хиджаба не является предметом обсуждения. Ношение хиджаба является повелением Аллаха, и оно должно исполняться. Может обсуждаться как только задача о приведении хиджаба в аналогия со школьной формой». По заявлению председателя Исламской Партии Азербайджана (ИПА) гаджи Мовсум Самедова «закрытие и гибель мечетей, запрещение на ношение хиджаба, продажу книг исламских ученых и т.п. является одним из элементов исламофобии». В целом, некоторый представители общественности, даже между тех, который не ставит под нерешительность и весь поддерживает светскую образец развития страны, высказались напротив практики запретных ме
2e14
р (в частности, запретов на ношение хиджаба студентками и школьницами), нарушающих права верующих. начальник движения азербайджанской интеллигенции Эльданиз Гулиев заявил, что некоторые силы в стране пытаются создать атмосферу страха предварительно исламом. «В людях умышленно сеют семена ненависти к верующим, к исламу. В Азербайджане некоторый проводит тонкую политику, разыгрывая исламскую карту», — отметил Э.Гулиев.

Показательно, что официальные круги да говорят о попытках разыграть исламскую карту определенных сил внутри и зa пределами страны. Касаясь акции протеста верующих, умный образования Мисир Марданов однозначно указал, что «это было организовано определенными группами внутри и вне страны. Я имею информацию об этом, а одна ученик пожаловалась, что ее заставляют держать на себе хиджаб. Это недопустимо». приблизительно в том же ключе высказалась и вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова : «Я не исключаю, что некие скрытые силы пытаются безвыездно манипулировать данной темой и непрерывно иметь ее на повестке дня».

Последующее развитие событий вроде бы подтверждает обоснованность подобной версии. 15 декабря массовое путешествие верующих в поддержку хиджаба состоялось на юге Азербайджана — в центре города Масаллы. От ста до трехсот молодых людей совершили двухкилометровый уходить с религиозными знаменами и плакатами, призывающими поддержать хиджаб и исламские ценности в целом. путешествие завершилось около центральной мечети «Джума» и было приурочено к траурному дню Ашура, какой будит отмечаться 16 декабря (годовщина убийства в 680 году Хусейна, внука пророка Мухаммеда). На сей раз полиция только сопровождала шествие, не вмешиваясь в путь событий.

Нарастание опасного подспудного напряжения заранее траурного дня Ашура побудило глав более 10-ти религиозных организаций в тот же сутки принять специальное приказ к верующим с просьбой не жить акции 16 декабря. Протесты противу запрета на ношение хиджаба в деньки траура могут иметь место использованы для провокаций напротив верующих, говорится в обращении. Религиозные деятели призывают верующих водить защиту хиджаба более системно. при этом делается доказательство на то, что шейх Аллахшукюр Пашазаде обещал обратиться к руководству страны и информировать о серьезности ситуации в этой области. Что будит в печальный сутки Ашура, ни одна душа покамест не ведает.

Усиление исламского фактора

Вплоть до последнего времени вера находился в Азербайджане на периферии политической жизни, и зa десятилетие независимого развития в стране не сложилось исламской оппозиции, как это имело полоса в ряде постсоветских государств, а и в мусульманских регионах Российской Федерации. Но, судя по всему, начинает незаметно исполняться то, что прогнозировали кроме не мало годов обратно некоторые отечественные и зарубежные эксперты: девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада, на фоне роста социального недовольства, усилит происламские настроения в обществе и создаст почву для реальной активизации различных радикальных религиозных группировок в стране. Симптомы этого уже начинают проявляться. дозволительно вспомнить организованные властными структурами похороны национального героя Мубариза Ибрагимова 7 ноября. Запланированное торжественное военно-патриотическое мера вскоре вышло из-под контроля и вылилось в экзальтированную чисто религиозную акцию.

К слову сказать, опубликованный в сентябре этого возраст извещение Международной кризисной группы (International Crisis Group) имел симптоматичное слово «Азербайджан — уязвимая стабильность». В докладе был дан пространный разложение ситуации в Азербайджане и, в частности, говорилось: «Президентство Ильхама Алиева отмечено стабилизацией политической жизни страны… но стабильность сопровождается консолидацией авторитарного правления, подавлением свобод и доминированием правящей элиты во всех сферах жизни. В стране слабая сопротивление и маловато независимых СМИ. Международное общество не имеет рычагов давления на власти, что бы успевать либерализации режима. власть подавляют любые акции протеста, существует самоцензура. Все это толкает оппозицию в подполье и в радикальные религиозные группы». «Несправедливое план богатств и общественное разочарование увеличат барыш радикализма и нестабильности» — предупреждали аналитики ICG.

Об усилении религиозной компоненты в общественном сознании и, в частности, в ценностных ориентациях молодежи, свидетельствуют и результаты опроса, обнародованного в октябре этого возраст Центром политических и экономических исследований. как сообщил вождь Центра Хикмет Гаджизаде , испытание проводился между тысячи представителей молодежи 18-30 годов в Баку, Шеки, Ленкорани, Хачмазе, Гяндже. Итоги опроса оказались очень любопытными: 95% респондентов заявили о том, что верят в бога, а 48% согласны с тем, что бы сообщество управлялось законами шариата.

Безусловно, барыш социальной поляризации, невысокий степень жизни, безработица, нерешенность карабахской проблемы, разочарование в политиках и в политике — вот те факторы, которые вынуждают многих вертеться зa поиском выхода к религии и религиозным ценностям. Все это составляет почву для интереса к «исламской альтернативе» — идее преодоления кризиса и решения многих проблем чрез реставрация исламских норм общественного устройства. сообразно исследованию, проведенному азербайджанским политологом Арифом Юнусовым , настоящую причину стремительного роста популярности ислама в стране нуждаться исследовать во всеобщей нищете и недостатке демократических реформ.

Накануне последних парламентских выборов, прошедших 7 ноября этого года, общеизвестный теолог и правозащитник Ильгар Ибрагимоглы провидчески предупреждал: «Если начальство подтасует и эти выборы, человеки потеряют веру в то, что демократический процесс может приходить изменения. И между тем они станут взыскивать альтернативу. Скорее всего, ею довольно ислам». По итогам выборов, впервые был избран приблизительно однопартийный парламент, в котором представительство демократической оппозиции сведено к нулю. Оценивая итоги выборов, политолог Ильгар Мамедов с горечью заявил, что «вытеснение либеральной оппозиции приведет к появлению на политической арене клерикалов».

Стоит отметить, что в умножение исламского фактора, сами тово не подозревая, внесли существенную лепту властные структуры страны. Так, к примеру, осуществленные только зa окончательный год набег по закрытию или же сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана чрез усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельный религиозных общин не имеющих госрегистрацию, а и недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения — всё это только наращивает общее гнев в обществе и содействует как только росту авторитета ислама и различных религиозных сил. Своими слишком жесткими и часто неоправданными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляют ситуацию и усиливают социальный испытание на активизацию подобных сил. скопом с тем, очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку только экстремистски настроенным радикальным группировкам, выступающим от имени исламской религии. как справедливо заметил правозащитник Ильгар Ибрагимоглы: «Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в подполье, где контролировать его развитие и всплески будит очень трудно». который знает, может то есть это довольно в скором времени главный «головной болью» для самой власть и для страны в целом?!..